aif.ru counter
Рада БОЖЕНКО 0 100

«Будем взращивать зрителя». Сергей Федяков о новой главе «Колизея»

Директор ЕМУП «Салют» о кино без попкорна, вечернем променаде и лёгких деньгах в отреставрированном городском кинотеатре.

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Очередная глава истории здания «Колизея», построенного в 1845 году, завершена. «Чистый лист» дано право заполнить директору кинотеатра «Салют» Сергею Федякову, в управление которого передаётся первый в Екатеринбурге кинозал. С чего он начнёт новую главу?

Чем сердце успокоится?

Рада БОЖЕНКО, «АиФ-Урал»: На минувшей неделе ленты новостей пестрили заголовками: «Екатеринбург прощается с Колизеем», «Последний сеанс в старейшем кинотеатре»… Сергей Валентинович, вас не удручает траурная атмосфера?

Сергей ФЕДЯКОВ, директор кинотеатра «Салют»: Нет, я уже привык, что в России немало непрофессиональных людей, и не только в журналистике. Но это не должно мешать жить и развиваться.

На самом деле закончилась не очень успешная в нынешнем режиме экономики деятельность организации, занимающейся кинопрокатом в здании «Колизея». Не буду комментировать содержание репертуара, потому что оно было такое же, как везде.

- Это что было. А что будет, чем, как говорится, сердце успокоится?

- Успокоится возвращением исторической справедливости. Этот объект должен быть интересным и как архитектурный памятник, и как свидетель истории города, и он должен быть, прежде всего, атмосферным. Событийным мы его сделать не можем, поскольку событием в культурном мире сегодня становятся мероприятия, привлекающие тысячи людей, желающих быть к этому причастным. Маленький зал «Колизея» не подходит для этого с точки зрения экономической модели – нет столь дорогих билетов, которые бы оправдали такие значительные события.

Поэтому я чётко понимаю: нужно сохранить объект как памятник, но наполнить его культурной жизнью. И это будет кинопрокат. Ни театр, ни концерты не позволят с точки зрения бизнес-плана работать. Слово «прибыль» все равно нужно подразумевать под работой этого культурного объекта. Кинопоказ же сегодня самая технологичная область в культуре. В кинопрокате место людей, выполняющих функции «робота», заняли технологии, программы, машины. Поэтому себестоимость кинособытия становится низкой, тогда как себестоимость события театрального, концертного априори высокая. Вот и не будем обманывать себя – в «Колизее» ни на чём другом, кроме кинопроката, не заработаешь.

- То есть будете менять шило на мыло?

- Ни в коем случае! Кино тоже может быть культурным событием, если оно правильное. Не коммерческое. Эту модель мы для себя закрываем. Забежал, посмотрел, восемь сеансов в день – нет. В «Колизее» больше не будет попкорна. К походу в кино теперь нужно будет готовиться как к серьёзному культурному событию. Если хотите, это будет новая модель посещения кинотеатра.

Начнём с того, что мы не будем ничего предлагать для поощрения привычки горожан подъехать на машине «прямо в зал». Проблема парковки – это проблема города, а не «Колизея». Это во-первых. А во-вторых, люди должны понимать, что они идут на культурное событие, поэтому мы декларируем «новое мировое кино в вечерних платьях».

- Дресс-код введете?

- Именно. В Екатеринбурге есть десятки кинотеатров, куда можно сходить в кроссовках и трико. Мы будем придерживаться своего понимания ценностей. И, извините, загадить объект не хотим. Поэтому у нас не будет восьми сеансов. А будет один вечерний главный сеанс. Которому (возвращаясь к вопросу парковки) будет предшествовать вечерний променад. Прекрасная возможность «выгулять» вечернее платье, шубку (Смеётся. – Ред.). В «Колизее» же вас встретит живой оркестр, в зале подадут кофе…

У нас даже гардеробщик будет не простой. Мы решили превратить гардероб в информационно-туристический пункт, в котором гости города смогут узнать всё что угодно. Поэтому не исключаю, что будем искать гардеробщика со знанием трёх-четырёх языков.

Взращивать зрителя

- Такому антуражу должно соответствовать внутреннее содержание.

- Мы будем работать только в режиме эксклюзива! И на экране будут только уникальные фильмы. Фильмы, которые пойдут в «Колизее», не будут идти больше нигде. Это будет артхаусное, авторское, фестивальное кино. Любое, кроме коммерческого. Более того, мы хотим сопровождать премьеры приездом режиссёра и актёров.

Мы планируем сформировать общественный совет по репертуару кинотеатра. В него войдут Федорченко, Сигарев, Сокуров… То есть репертуар  не будет выбираться по принципу: «Я так решил, приходите, я разбираюсь». Словом, «Колизей» будет работать в формате Клуба любителей кино.

Ничто не стоит так дорого, как культура

- Уверены, что найдёте своего зрителя?

- Мы будем взращивать своего зрителя. И потом: предложение рождает спрос. Я бы, признаюсь, сам пошёл в такой кинотеатр. Мне бы нравилось сидеть в дорогом кресле, где на  столике чашечка кофе, бокал вина. Нравилось бы смотреть эксклюзивный фильм. В конце концов, нравилось бы слушать живую музыку – классику, джаз…

- Вы так и до тапёров дойдёте.

- Не исключаю такую возможность. Можно некоторые фильмы делать и с тапёрами, тем более что такой опыт имеем. Зрители с удовольствием смотрели фильм Лили Брик 1928 года «Стеклянный глаз» и слушали музыкальную его интерпретацию Сергея Летова.

Понимаете, все традиционные модели, которые сегодня предложены, претерпят изменения. Потребительскому рынку свойственны кризисы, и кризис наступит если не завтра, то послезавтра. Уже есть немало людей, которым хочется сходить на правильное, хорошее кино, а не на бессмысленный блокбастер.

Ценности продаются

- Сергей Валентинович, мы говорим с вами о культуре, но, так или иначе, звучит: «прибыль», «средства», «возможность заработать».

- Это необходимость, в которую мы поставлены. И не считаю, что это плохо. Это новый вид экономики. В мире и так уже переизбыток газа, нефти и металла. И люди научились продавать другое. Великобритания, скажем, продаёт знания, Америка – то же самое кино. Они продают ценности. Ценность посидеть утром попить кофе и почитать газету, сформированная во Франции, сегодня продана всему миру.

Культурные модели экономики сосредоточены сегодня в городах, в мегаполисах. В сельской местности непопулярны потребительские модели. Попробуй уговорить там человека сходить в кино за деньги! Зачем ему это - он живёт по солнцу, в гармонии с природой. А города – это центры потребления, и в них становится главным потребление культурное.

Вот чем мы сегодня гордимся? Ради чего я, например, должен купить билет в Берлине и прилететь в Екатеринбург?

- Фестиваль «Безумные дни», Уральский фестиваль российского кино, Фестиваль документального кино «Россия»…

- Это мероприятия. Но сегодня стоит задача создать объект, в который обязательно нужно зайти.

Конечно, мероприятия тоже необходимы. Мне, например, очень нравится придуманная Евгением  Горенбургом «Ночь музыки». Это эмоциональный капитал, который город должен накопить. Но и культурные объекты должны быть в гостевом маршруте, и я не о музеях сейчас веду речь. Культурные объекты формируют  имидж городов.

А сегодня у нас в основном говорят о промышленности. Но кто поедет в промышленный город? Зачем это надо? Об этом вообще не надо говорить. Занимаетесь промышленностью? Делайте это скромно, не кричите: «Мы промышленная столица!». Зачем пугать людей?

Поэтому, вернусь, всё, что в области культуры сделано профессионально, продается. И это правильно. Более того, ничто не стоит так дорого, как культура.

- Другой вопрос, сколько в культуру вкладывается?

- Нельзя на это рассчитывать. Рассчитывать нужно только на собственные силы, по принципу: «Будем рожать, кроме нас некому». Не надо смотреть на «источники финансирования». Меня это всегда убивает – тот, кто ближе к власти, тот и получил больше денег. Это вовсе не гарант качества. 

- Хотите сказать, что лёгкие (читай, бюджетные) деньги расхолаживают?

ДОСЬЕ
Сергей Федяков родился в Красноуфимске в 1971 году. Служил в армии в погранвойсках. Окончил исторический факультет Уральского госуниверситета. Работал в администрации Екатеринбурга и на ГТРК «Урал». С 2007 года – директор ЕМУП «Кинотеатр «Салют».
- Конечно. Если бы я получал такие деньги, у меня, наверное, была бы другая концепция. Я бы думал, что должен сделать такую красоту, которая бы понравилась кому-то, и этот кто-то дал бы мне денег. Но я рассуждаю с других позиций: я должен сделать такую красоту, за которую пришедшие люди отдали бы деньги. Есть разница, верно? Никого не осуждаю, но у каждого своя дорога, и надо по ней двигаться. У меня есть план. Хорошо, если власть окажется в моих планах. Плохо, если я окажусь в планах власти.

- При таких амбициях не боитесь прослыть снобом?

- А что здесь такого? Тут ведь главное не прослыть, а быть кем-то. 

Смотрите также:

Материал подготовлен: АиФ-Урал

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Временное похолодание. Какой прогноз дали синоптики для Среднего Урала?
  2. Что такое Краснознаменная группа в Екатеринбурге и почему её хотят вернуть?
  3. Дама с собачкой. Как провезти животных в поездах дальнего следования?
  4. Курентзис и компания. Чем порадует Свердловская филармония в феврале?
  5. Танцы на льду. Где покататься на коньках в Екатеринбурге этой зимой?

Самое интересное в регионах
Роскачество

Какой из социальных сетей вы чаще всего пользуетесь?