aif.ru counter
Ольга МАСЛОВА 0 271

Уральский художник Алексей Рыжков об исчезновении памятников архитектуры

Признанный мастер городского пейзажа рассказал о своей любви к Екатеринбургу, поделился воспоминаниями о путешествиях и с сожалением отметил утрату градостроительной культуры.

из личного архива Алексея Рыжкова

«Наш город екатеринбуржцы очень любят»

Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Нельзя не отметить, что в вашем творчестве Екатеринбург, его дома и улицы занимают видное место. Чем уральская столица зацепила вас?

Алексей Рыжков: Если сказать честно, я больше рисую то, что у меня лучше всего получается. Именно поэтому я изображаю город во всех его проявлениях. Но помимо окружающей нас городской среды меня очень привлекают человеческие лица, и в связи с этим мне интересны портреты – работа в этом направлении. Работу над портретами, по разным причинам, организовать сложно. Ну, а дома, как я заметил, очень похожи на людей: окошки-глазки, выражения «лиц», совершенно разные «костюмы» – все это объединяет нас с ними. Они точно так же собираются в семьи, компании и банды – нужно только присмотреться.

– Другие города пробовали рисовать?

– Конечно, пробовал. А началось всё с моих студенческих лет, когда у нас проходила летняя практика. Что обычно рисуют вовремя этой части обучения? Студенты в основном пишут закаты, воду, деревья, поля, стога, в то время как у меня лучше всего получались здания. А раз я городской житель, то и изображать в своих произведениях я стал города. В основном это, конечно, Екатеринбург, но был у меня и другой опыт. Прежде чем начать рисовать уральскую столицу, я писал с натуры наши окрестные деревни. Потом я узнал, что есть такой город, где здания на самом деле кривые, и я, конечно, поехал туда. Это город Псков, где у меня получился хороший пленэр. В Сиэтле я рисовал небоскрёбы. Очень интересно было изобразить Париж. Этот город настолько знаменит и растиражирован, что трудно его увидеть непредвзято. Я в свои парижские композиции сознательно привносил цитаты из картин любимых мной художников.

– По сравнению с теми городами, что вы видели, Екатеринбург всё-таки имеет какое-то свое притяжение, изюминку?

– Это не совсем корректный вопрос. В отличие от других городов, преимущества которых я не оспариваю, все-таки Екатеринбург мой родной город. Я его люблю, больше и лучше знаю, вся моя жизнь происходит именно здесь. Конечно, в нашем городе много интересного для художника. Может ли это считаться особенностью, не знаю, но наш город екатеринбуржцы очень любят. Любят искренне и непритворно. Значит, есть за что!

В столице Урала безвозвратно утеряны. Фото: «АиФ-Урал»/ Инфографика Ульяновой Юлии

«Мы разучились чувствовать красоту»

– Вам приходилось рисовать и заграничные стеклянные небоскрёбы, и наши старинные особнячки. Наверное, переносить на бумагу первые не так увлекательно? Можно сказать, что нет в них души, они однолики…

– Вы правы только отчасти. На самом деле нельзя сказать, что небоскрёбы хуже. Но традиционное искусство – краски, кисточки, мелки, карандашики – оно, с моей точки зрения, лучше приспособлено к изображению старых домиков, идиллических пейзажей. Для небоскрёбов же лучше подойдет какая-нибудь компьютерная графика. Но тем не менее стеклянные башни тоже интересно рисовать. Например, Сиэтл очень красивый. Небоскрёбы занимают в его пространстве не так много места – город разнообразен. Издали, в лучах заката, небоскребы, сверкая, громоздятся над двухэтажными домишками, как гигантские друзы горного хрусталя. И как торжественно выглядит их парадный строй, если смотреть с океана! И потом то, что тебе чуждо изображать, можно принять как вызов. Что я ценю в городском пейзаже? Чтобы у домов была индивидуальность. А небоскрёбы, как ни странно, все разные. Вы их друг с другом не перепутаете.

– В Екатеринбурге, оказывается, живет немало людей, которые всеми руками за новую постройку, даже если она в ущерб старому городу. Что же это за горожане такие? Какое у них отношение к родному уголку?

– Что это за люди, я не знаю… Боюсь, что это самые обычные, нормальные горожане, просто они некоторых вещей не понимают. Конечно, это очень грустно. Я не против современной архитектуры, даже хвалил вам небоскрёбы. Меня не возмущает современная эстетика – меня возмущает бессмысленность, враждебность человеку городской застройки, которая сейчас у нас существует. В Париже есть квартал Дефанс, там здания в стиле хайтек. Но при этом, они очень аккуратно вписаны и в городскую визуальную среду, и в городскую мифологию. Хотя и в Париже тоже кое-что испорчено, увы…

В нашем же городе утрачена градостроительная культура! И, наверное, на это есть причины… Во-первых, все мы немножко одичали и разучились чувствовать красоту. А, во-вторых, мы забыли, что помимо эстетической составляющей в архитектурных стилях присутствует и смысловая наполненность. Например, готика выражает порыв человека к Богу, классицизм передает пафос рационально устроенного государства. А чем нагружена эта новая архитектура, что мы видим сегодня? Судя по тому, как она проявляет себя в городе, скорее всего, она обозначает бессовестное всемогущество денег и финансовой силы – где хочу, там и построю, и никто мне не указ! Уровень архитектурного мышления опускается до уголовного. Один из многих примеров – Вознесенская горка с особняком Харитонова, парком и Вознесенским собором. Этот изумительный, уникальный ансамбль варварски изуродован бездарно торчащими позади высотными зданиями. Беда не в том, что появляются новые дома (среди них есть интересные), а в том, что они появляются не там, где это красиво или удобно для людей. Главная творческая задача – извлечь максимальную материальную выгоду. Весь пафос этой архитектуры, вся её выразительность – она в этом. Сочувствую нашим архитекторам. Каким недобрым делом им приходится заниматься!

«Чем нагружена новая архитектура, что мы видим сегодня? Судя по тому, как она проявляет себя в городе, скорее всего, она обозначает бессовестное всемогущество денег и финансовой силы». Фото: из личного архива Алексея Рыжкова

Сплошные парадоксы

– Вот и непонятно, что рядовому уральцу может нравиться в этом…

– Возможно, в стеклянно-бетонном городе есть своя привлекательность. Есть гордая мощь и устремленность. Но мне очень жаль, что пропадает то, что мы все очень любим. Говорят, что в нашем городе нет ни одного архитектурного памятника. Это неправда. Все, что было построено сто лет назад (а сохранилось из этого очень мало), мы должны бережно сохранить! Много говорят сейчас о поисках национальной идеи, о патриотизме. Но эти вещи в нашем обществе понимаются больше с точки зрения танков. А если бы люди были больше привязаны к своему месту? Чем их можно привязать? Для жителей городов обязательно должны быть любимые уголки, любимые улочки. И связанные с ними истории.

– Наши власти любят жаловаться на то, что уральцы покидают небольшие города, обрекая их на вымирание. Взять тот же Ирбит, где есть совершенно потрясающая старинная купеческая застройка, но она находится практически в руинах. Кому захочется жить среди руин?

– Тут есть такой парадокс: люди бегут из Ирбита, потому что в этом городе нет денег, но поэтому же там не строят «Высоцких», благодаря чему исторические здания сохраняются. Еще один парадокс: люди, которые азартно добивают старый Екатеринбург, пылко восхищаются картинами со старыми особнячками. Охотно покупают такую живопись.

«Люди, которые азартно добивают старый Екатеринбург, пылко восхищаются картинами со старыми особнячками». Фото: из личного архива Алексея Рыжкова

Уральцы не опускают руки

– Есть же перед глазами заграничный опыт! Почему же его не использовать у нас?

– Был в нашем городе беспорядочный, запущенный, но очень живописный и романтичный район в пойме Исети, между мостами на Малышева и Куйбышева, «Свердловский Монмартр». Похожий квартал существует в Вильнюсе. Он называется Ужупис (По-нашему – Заречье). В этих местах жили художники, но судьба у этих мест разная, и не сказать, что сравнение в пользу нашего. Где обычно селится богема? В каких-то райончиках, где можно снять дешевое жилье. Таким местом в Вильнюсе и стала артистическая Республика Ужупис. Тут художники не только жили, но и обустраивали свои мастерские. Затем стали организовывать здесь разнообразные художественные акции и перформансы, устанавливать какие-то странные объекты. Постепенно этот район города из трущоб превратился в модный и престижный. Но при этом он сохраняется практически в первозданном виде, обладая все тем же очарованием. Ужупис сейчас – одна из главных городских достопримечательностей, приманка для туристов. К сожалению, с нашей улицей Горького так не сложилось, и она изменилась до полной, безликой неузнаваемости.

– Видимо, все спасение архитектурных ценностей горожанам придётся взять на себя – спать в палатках вокруг наших исторических построек, потому что многое сносится ночью…

– К сожалению, здесь мне трудно сориентироваться. Уверен, что при желании очень много можно придумать. Я лучше скажу о другом, чтобы изменить печальную интонацию нашей беседы. Многое удается спасти. В социальных сетях есть группа «Реальная история Екатеринбурга», которая организует неравнодушных людей для защиты города от бездумного разрушения. Призываю всех туда заглянуть. Можно взять под свою заботу приглянувшееся здание. Обратиться к администратору группы Марине Сахаровой, она подскажет, что можно и нужно сделать. Есть группа «Царский мост», которая борется за сохранение и гуманную реконструкцию одного из уникальных районов Екатеринбурга. Загляните в группу «Нарисованный Екатеринбург», где публикуются разнообразнейшие изображения нашего города. Чем бы закончить наше интервью? Дорогие друзья, мы вместе живем в этом городе. И многое в его облике зависит от нас. От того, что мы думаем. От того, как мы поступаем.

При желании каждый из нас может спасти хотя бы один памятник архитектуры. Фото: из личного архива Алексея Рыжкова

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Новая структура мэрии. Как чиновники будут управлять Екатеринбургом?
  2. Кто в Екатеринбурге может стать гряземесом и как его могут оштрафовать?
  3. Танцы на льду. Где покататься на коньках в Екатеринбурге этой зимой?
  4. Праздники под классику. Как провести Новый год и Рождество с музыкой?
  5. 3000 абонентов Екатеринбурга сменят номера. Что нужно помнить для связи
  6. Единая социальная карта. Что она даст и как она работает у соседей?
  7. 4 актуальных вопроса про мусорный коллапс. Когда ждать и к чему готовиться?
  8. Как выглядел ледовый городок в Екатеринбурге в разные годы?

Самое интересное в регионах