aif.ru counter
Рада БОЖЕНКО 0 821

Доносы и «стукачи». Зачем школьники пишут на друзей и учителей докладные

Вместо драки на школьном дворе – жалоба завучу. Так современные школьники решают свои проблемы. Хорошо это или плохо – разбираемся с экспертами. Подробности в материале URAL.AIF.RU.

Читатели «АиФ-Урал», как, впрочем, и пользователи социальный сетей, отметили тенденцию школы дня сегодняшнего: в образовательных учреждениях происходит «круговорот» докладных записок. В администрации школ жалобы пишут все: учителя на учеников, ученики на учителей, родители на учителей, школьники… друг на друга. Докладная – это цивилизованный путь разрешения конфликта или доносительство? Пытаемся разобраться.

Вовочка поумнел

Откуда в школьных анекдотах взялся Вовочка? Конечно, из жизни. Вовочки – докучливые дети, срывающие уроки, плюющие на обойму двоек и ходящие на ушах во время перемен – в классах всегда были, есть и будут. Но если раньше педагоги решали эту проблему просто – профилактической беседой с возмутителями спокойствия или, в крайнем случае, с их родителями, то сегодня любой смешок на уроке или опоздание на занятие могут стать поводом для написания докладной директору школы. Вовочки тоже поумнели. Они не только выкладывают видео педагогического срыва в социальные сети, но и строчат вполне себе грамотно составленные жалобы всё тем же директорам: «Довожу до вашего сведения, что сегодня на уроке учитель географии лишил меня частной собственности, отобрав сотовый телефон». Родители бодро включились в этот процесс – по их заявлениям администрации школ вынуждены менять классу предметников или лишать учителей классного руководства. Впрочем, и детские межличностные конфликты сегодня нередко решаются посредством официальной переписки.

«Ничего удивительного в этом нет, - считает уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков. – Нас учат сегодня, в том числе система образования, что любая информация, если мы хотим, чтобы она была рассмотрена, была ещё и «задокументирована», «оформлена», «утверждена», «подписана» и так далее. Простыми разговорами уже мало что удаётся решить. И, знаете, докладная – это не плохо. Больше скажу, жалоба – это подарок, возможность всем участникам конфликта выйти на достойное, цивилизованное его разрешение. В том числе возможность для руководителя образовательного учреждения продемонстрировать свой управленческий талант. Но это возможно при одном условии – если жалоба (докладная) не будет положена под сукно. К сожалению, сегодня найти правду в конфликтной ситуации в образовательном учреждении очень сложно, корпоративная солидарность педагогов относительно принципа «не выносить сор из избы» мощнейшая. Но если ты не хочешь выносить сор из избы, то хотя бы разберись грамотно в ситуации. Если ты не разрешишь конфликт сегодня, завтра конфликт разрешит тебя».

«Мирись, больше не дерись»

«Я не вижу тенденции к решению конфликтов с помощью докладных, напротив, судя по многочисленным видео в соцсетях, участники конфликтов «идут в рукопашную», - говорит директор Института психологии, заведующая кафедрой социальной психологии, конфликтологии и управления Уральского государственного педагогического университета Людмила Максимова. – Но если выбирать, я за цивилизованное русло. У нас же сегодня, к сожалению, не сформирована культура разрешения конфликтов, поэтому в случае их возникновения участники идут по пути, который лежит на поверхности. И тут возможности интернета выступают провоцирующим фактором. В сеть выкладываются видео школьных конфликтов, и какую цель при этом преследуют авторы – вопрос. Не секрет, что нередко эта цель – вызвать резонанс, получить больше «лайков» и повысить собственный статус».

По словам Людмилы Александровны, в образовательных учреждениях Свердловской области развиваются службы медиации (примирения). Мировой опыт доказал эффективность их использования для разрешения конфликтов. «Создаваться такие службы могут как в школе (в них входят педагоги, родители, психологи), так и по территориальному принципу (служба медиации на несколько образовательных учреждений), - рассказывает Людмила Максимова. – Причём одно другому не мешает. Скажем, школьные службы работают больше на профилактику, создают среду, благоприятную для сотрудничества, а территориальные могут привлекаться для разрешения конфликтов в сложных случаях и для обучения школьных специалистов по примирению».

Приживется ли эта инициатива в российской действительности, можно будет судить позже. Пока, по словам Игоря Морокова, обращений в аппарат детского омбудсмена меньше не стало, в этом году, например, их поступило более 300. При этом лидируют обращения по поводу конфликтов «ребёнок-ребёнок» и «ребёнок-учитель». «В любом случае разрешать конфликты необходимо, сама собой ситуация не разрешится. Она может только усугубиться, - говорит Игорь Мороков. – При этом главное, чтобы урегулирование конфликта не было сопряжено с унижением ребёнка, с нарушением его прав». 

Отпустить с Богом

Август Белкин, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ:

– «Писанина», между прочим, отлично работает в конфликтной ситуации. Я, например, в бытность директором школы, приглашал к себе ученика. Недоволен учителем? Пиши, почему, что и как. Следом учителя – пишите, в чём, на ваш взгляд, суть проблемы. Соберу объяснительные, положу в стол, отпущу их с Богом и… наблюдаю. Опять произошёл конфликт? Милости просим ко мне с той же целью. Наберу так 3-4 объяснительные, а потом им их предъявляю. Ученику предлагаю привести родителей и обсудить претензии, он глаза округляет: «Неужели это всё я написал? Убейте меня». Не убивал, конечно, говорил: «Хромай отсюдова». А учителю предлагаю вынести вопрос на педсовет, обсудить с коллегами основы конфликтологии, с которыми, видимо, кое-кто не знаком. Это работало! Потому что иногда важно дать человеку толчок дл анализа самого себя.

И ещё очень важно уметь разделять стычку и конфликт. Конфликт – это всегда столкновение интересов, и разрешение его требует применения определённых технологий, а стычка чаще всего теряет актуальность сама собой или при минимуме усилий третьей, нейтральной, стороны. Путать эти понятия при оценке ситуации – роковая ошибка.

Простите, была не права

Ирина Колпакова, заместитель директора по правовому регулированию лицея №100 Екатеринбурга:

– Мы, наверное, одними из первых создали в 2014 году службы примирения. Долго, вдумчиво к этому шли, учились в Перми, Санкт-Петербурге, обучали медиаторов в центре «Диалог». Сегодня, оценивая эффективность этой службы, уверены, что пошли верным путём. У нас две службы примирения: взрослая (в неё входят учителя) и детская (в ней работают школьники). Все мидиаторы прошли специальные курсы, научились основам разрешения конфликтов, чтут принципы работы, главный из которых – при разборе любой ситуации соблюдать нейтралитет.

Службы примирения у нас работают по большей части на профилактику, мы уверены, что любой конфликт лучше предупредить, чем потом разбираться в запущенной, острой ситуации. Но бывает, конечно, всякое. Помню, работали по жалобе ученицы на учительницу, которая якобы выбросила вещи девочки в коридор и разбила при этом телефон. Педагог же утверждала, что вещи просто выставила, но это, конечно, тоже недопустимо. Пришли к решению, что родители подростка найдут мастерскую, а учитель оплатит ремонт. Но, на мой взгляд, самое ценное, что девочка потом подошла к учителю и извинилась за своё поведение.

Жестокие эксперименты

Анна Кирьянова, философ, психолог:

– Унижение убивает личность. Потому что главное качество личности – чувство собственного достоинства. Это основа, фундамент, стержень, без которых нет человека. И недаром унижение считается самой серьёзной психотравмой, последствия которой могут ощущаться всю жизнь. Именно в детстве человек не может защитить свои границы. Именно в детстве унижение так опасно и смертоносно для личности. Ребёнок не обладает возможностями ответить, защититься, отстраниться, свернуть контакт, не обладает опытом. Ребёнок попросту не понимает, что унижение – не нормально, если ему не с чем сравнить и негде получить поддержку. Он испытывает боль и стыд, но считает, что так с ним и надо обращаться; ведь взрослые знают лучше и могут правильно оценивать его поведение и его личность.

Раньше жестокие психологические эксперименты были дозволены; такая уж это наука – психология, она требует эксперимента, — так считали некоторые ученые. И группу детей с развитой нормальной речью учитель подвергал критике и насмешкам. Произношение, манеру говорить, голос – все это унижалось, и унижалась личность говорившего. Через некоторое время все дети, которых унижали, заболели логоневрозом, проще говоря – стали заикаться. Хотя до этого говорили совершенно нормально… Причём последствия оказались неизлечимыми; прошло много лет, эти дети стали взрослыми и даже немолодыми людьми, а заикание не прошло, несмотря на то, что им было предоставлено самое лучшее лечение и выплачены крупные компенсации. Помимо заикания, развились и другие психологические и даже психические проблемы – а всего-то учитель речь ребёнка критиковал и высмеивал; унижал публично личность! Так проявляются унижения, а ведь критика касалась лишь речи. Можно только представить, какие последствия имеет унижение самой личности ребёнка, когда критикуют не манеру произносить слова, а внешность, поведение, да просто самого ребёнка в целом. Унижают, называя оскорбительными словами или прозвищами, отказывают в уважении и внимании.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Временное похолодание. Какой прогноз дали синоптики для Среднего Урала?
  2. Что такое Краснознаменная группа в Екатеринбурге и почему её хотят вернуть?
  3. Дама с собачкой. Как провезти животных в поездах дальнего следования?
  4. Курентзис и компания. Чем порадует Свердловская филармония в феврале?
  5. Танцы на льду. Где покататься на коньках в Екатеринбурге этой зимой?

Самое интересное в регионах
Роскачество

Какой из социальных сетей вы чаще всего пользуетесь?