aif.ru counter
АиФ-Урал 0 154

Что такое хорошее образование и как его дать? 7 ответов на сложные вопросы

Все материалы сюжета Спецпроект «АиФ-Урал»: Учёба для жизни

О новых трендах современного образования, правильном подходе при обучении ребенка и выборе нужной и актуальной будущей профессии от эксперта в области профориентации Александры Шиловой - в материале URAL.AIF.RU.

Валерий Христофоров / АиФ

Современный мир развивается не только технологически. В сфере образования также происходят значительные изменения. И сейчас уже «хорошее образование» не обязательно должно быть получено в стенах школы, и не раз и навсегда. Что нужно воспитать в ребенке, к чему нужно приучиться самомму, без чего в 21 веке не получить хорошую работу? Ответы на эти непростые вопросы дает эксперт в области профориентации из Екатеринбурга Александра Шилова.

Образование - это не только школа. А что еще? 

Более доступными стали зарубежные учебные заведения. Появилось множество частных школ, как со своими авторскими методиками, так и с популярными зарекомендовавшими себя программами. Активно развивается домашнее и внешкольное обучение. Дополнительно можно найти кружки, секции, сообщества практически на любой вкус и кошелек. Появляются консультанты по профориентации и индивидуальным образовательным траекториям. Никуда не исчезли репетиторы. Привычные школы внедряют у себя инновационные программы и идут на различные эксперименты, что влияет и на их рейтинги и на отношение родителей и учеников в лучшую сторону. 

Но если раньше вопрос стоял просто «Как среди всех школ города выбрать хорошую?», то сейчас выбором школы родительская ответственность не ограничивается. Вопрос теперь звучит примерно так: «Как среди всего этого образовательного многообразия найти качественные услуги и как понять, что подойдет именно моему ребенку, ведь в будущем хочется иметь интересную и высокооплачиваемую работу».

Все дети разные. Как подобрать способ обучения для моего ребенка?

При выборе образования для ребенка родители должны учитывать множество факторов:

  • способности, личностные качества, а также ограничения ребенка;
  • склонности и интересы, чтобы не получить через полгода отсутствующую мотивацию продолжать учиться;
  • престиж этого вида образования на рынке труда в будущем;
  • возможность получения образования, в том числе материальные возможности семьи и наличие достаточного количество времени у родителей;
  • удобство расположения учебного заведения;
  • учителей, с которыми придется иметь дело.

Есть так называемые «дети системы». Они хорошо себя чувствуют, если им задают правила игры и с интересом включаются в такую игру по правилам. Этим детям легко в школе. Есть противоположности, которых невозможно загнать в какие-либо рамки, они никогда не дадут стандартный ответ на задачу, из любого конструктора сделают хаос и будут этот хаос упорядочивать по своим правилам, придуманным тут же, на месте. Этим детям в обычной школе будет очень трудно даже просто сидеть за партой, им нужно творческое пространство, чтобы мозг включался в учебу.

Я выбираю профессию ребенку. Неужели он что-то решает?

Решает! Выбор будущего одинаково зависит и от ребенка и от родителя. Родители несут ответственность за качество образования, а ребенок за его применение в выборе карьеры. 

Пока вы думаете, как все эти требования увязать друг с другом, где найти информацию и как ее проверить, не лишним будет поговорить с ребенком на тему, что такое в вашем и в его понимании нормальная работа. То есть ради чего вы затеваете вот это вот образование.

Совет! Для начала выслушайте точку зрения ребенка, потом постарайтесь найти вместе факты, подтверждающие его доводы. Вы удивитесь, сколько получают выдающиеся киберспортсмены, музыканты, повара, писатели и другие представители категории «это же хобби, а не профессия».

Имейте в виду, что дети тоже понимают: если у вашей семьи есть связи в определенной сфере, если есть династийность, если с точки зрения вашего опыта одна карьера предпочтительнее другой, при прочих равных лучше выбирать ту, которую одобряет семья . Но помните: должен быть диалог! Ни в коем случае не давите на ребенка. Чем больше вариантов вы обсудите, тем проще будет подобрать идеальную траекторию обучения.

Ребенок хочет или все сразу, или ничего! Что делать?

Если увлечений слишком много, подумайте, какие из них базовые, пригодятся в большинстве профессий, а какие специализированные и могут быть освоены ребенком позже.

Совет! Сосредоточьте обучение на тех, которые дают базу, а не широкий кругозор.

Кругозор ребенку обеспечит его способность быстро увлекаться интересными для него вещами. Зато если вы в праведном порыве запишете его в драмкружок, кружок по фото, на пение и т.д. по списку, пока у него не останется свободного времени ни на что новое, вы добьетесь ровно обратного эффекта. Именно с такими детьми родители приходят потом на профориентацию с запросом «Он ничего не хочет делать, совсем ничем не увлекается».

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Поймите, что ребенок тоже может устать и выгореть. Вокруг вас очень много интересного и важного, и если у вас есть возможность дать детям все самое лучшее, это не значит, что нужно покупать все, что приглянулось. Думайте, что заменит новое увлечение. Возможно, оно вытеснит английский, а не игры в телефоне и уж точно не социальные сети.

Мы нашли ребенку крутую школу. Его там выучат, а мы можем расслабиться?

Нет! В какую бы крутую школу вы не записали ребенка, нельзя думать, что теперь его там всему научат специальные люди, а вы можете спокойно поработать или пожить для себя. Самое интересное время для всех только начинается.

Важно! Большинству навыков, которые пригодятся в жизни и будущей карьере, в школе не учат. А если учат, то не ставят за них оценки, поэтому невозможно на глазок определить, освоил ли ваш подросток, например, системное мышление, на каком уровне у него развита логика и способен ли он решать нестандартные задачи.

В первую очередь детей нужно учить учиться. Интерес к новым знаниям прививается не только в хорошей школе, но и в семье. Если дома все время царит атмосфера жажды знаний, если взрослые читают книги и интересуются тем, что происходит в мире, в науке и технике, ребенок скопирует это поведение и эти ценности. Впрочем, скопирует он и любые другие, если они в семье проявляются. Совет! Мотивацию стоит требовать сначала с себя, а потом уже с ребенка.

Ребенок не глуп, но предметы ему даются по-разному. Что делать?

Если с мотивацией все в порядке, сосредоточьтесь на таких навыках как работа с информацией, техническая грамотность и критическое мышление. Без этих обязательных вещей все остальные уроки будут проходить не так эффективно. Как только ребенок научится самостоятельно находить, анализировать и перерабатывать информацию, любые школьные предметы перестанут быть для него проблемой. Ваша помощь здесь понадобится для того, чтобы эту информацию привести в систему.

Чтобы объяснить, как химия связана с биологией, физика с физкультурой, а история с литературой, что на самом деле в школе проходят один наш большой великолепный во всем своем многообразии мир, а не отдельные науки. Вы можете помочь составить такую картину мира, с которой в будущем можно смело сверяться. Связующим звеном между разными проводниками знаний для ребенка должны выступать именно вы.

Узнавайте вместе с ребенком, что будет актуально в будущем, какие профессии, технологии, методы обучения. Это поможет вам подготовиться к быстро меняющимся условиям жизни, выбрать профессию, которая не устареет к моменту, когда ребенок сможет работать. Мечтайте вместе, это помогает смотреть смелее в будущее. Читайте и смотрите фантастику, фантазируйте сами, это развивает более логичный, системный взгляд в будущее, помогает разбираться в причинно-следственных связях. И в итоге совершать меньше ошибок.

Главное сдать ЕГЭ и поступить в хороший вуз?

Нет! Не думайте, что образование будет получено только сейчас и на всю жизнь. Большинство успешных людей сходятся в том, что чтобы чего-то добиться, нужно учиться непрерывно. Образование длиной в жизнь – современный тренд, который продержится несколько следующих поколений. По крайней мере до того момента, как изобретут устройство, загружающее в голову знания за секунды.

Пока это возможно, делайте что-то творческое вместе с ребенком, предпринимайте, поддерживайте любую его идею, корректируя в сторону практической пользы. Учите видеть скрытые смыслы и возможности. Замечайте в привычных вещах необычное. Обсуждайте, как это можно использовать. Это все поможет не переставать удивляться, хотеть учиться постоянно.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Штраф один для всех. Надо ли платить за парковку в центре Екатеринбурга?
  2. Что такое «комендантский час» для детей и зачем о нем напоминают
  3. За покупателя. Как защитит новый закон обманутых дольщиков?
  4. «Декретное» право. Может ли работодатель уволить будущую маму?
  5. Кто ответит за ущерб имуществу, причиненный во время капремонта жилья?

Самое интересное в регионах