aif.ru counter
Рада БОЖЕНКО 0 101

Уязвимые школьные годы. Как уберечь ребенка от серьезных заболеваний

Как предотвратить появление болезней, берущих начало со школьной скамьи, рассказал URAL.AIF.RU главный педиатр Свердловской области Любовь Малямова.

Александр Фирсов / АиФ

Выражение «профессиональные заболевания школьников» уже прочно вошло в обиход медиков Среднего Урала. За годы учёбы дети и подростки действительно приобретают определённые недуги. По результатам регулярных диспансеризаций видно, что лидирующие позиции прочно удерживают: заболевания глаз, болезни органов пищеварения, костно-мышечной и нервной систем.

Школьников, у которых выявлены те или иные недуги (или предрасположенность к ним), врачи берут под контроль. Но все понимают, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Поэтому родителям стоит знать, что «подкашивает» здоровье школьников и как устранить факторы риска развития той или иной патологии.

Болезни костно-мышечной системы

Факторы риска:

  •  Неправильное положение тела при работе за столом (партой)
  •  Недостаточная физическая активность
  •  Ношение ранца (рюкзака, сумки) на одном плече
  •  Недостаток витамина D
Фото: АиФ

Что делать?

  1. Правильно организовать рабочее место школьника. За столом ребёнок должен сидеть на стуле со спинкой, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра. Ноги при этом должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом.
  2. Обеспечить ребёнка достаточной физической активностью. Идеальны: подвижные игры на свежем воздухе, плаванье, танцы, пешие прогулки, игровые виды спорта, езда на велосипеде.
  3. Следить, чтобы школьный ранец (рюкзак) ребёнок носил на обоих плечах, - это обеспечит равномерное распределение тяжести.
  4. Обеспечить поступление витамина D в организм ребёнка за счёт включения в рацион рыбы (особенно жирных сортов), сливочного масла, сыра, говяжьей печени. А также за счёт достаточного пребывания ребёнка на свежем воздухе, особенно в солнечные дни.

Болезни нервной системы

Факторы риска:

  •  Чрезмерная загруженность (в том числе интеллектуальная)
  •  Недостаток сна и свободного времени
  •  Стрессы

Что делать?

  1. Обеспечить ребёнка полноценным сном. Школьник должен спать не менее 8-9 часов. При этом ложиться необходимо не позднее 22.00.
  2. Чередовать учёбу и отдых. Каждые 30-40 минут учебной нагрузки (в том числе выполнение домашнего задания) должны сопровождаться 10-15 минутами отдыха.
  3. Скорректировать внеучебную нагрузку. Принцип «драмкружок, кружок по фото, мне ещё и петь охота» ни к чему хорошему не приведёт.
  4. Ежедневные прогулки обязательны. Сколько времени школьник должен находиться на свежем воздухе? Доктора говорят: «Если ваш ребёнок гуляет один час - вам «кол», два часа - вам «два»…» И далее по «схеме».
  5. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований. Страх им не соответствовать и постоянный прессинг со стороны родителей - прямой путь к хроническому стрессу.

    Заболевания глаз

    Факторы риска:

    •  Чрезмерное пользование компьютером (гаджетами)
    • Рассматривание на экране монитора мелких букв, цифр, рисунков, постоянный перевод взгляда с монитора на клавиатуру, световая пульсация - всё это вызывает напряжение зрительного анализатора
    • Заболевания глаз провоцирует и недостаточное освещение рабочего места школьника, чтение при недостаточном освещении

    Что делать?

    1. Дозировать время пребывания ребёнка за компьютером. Врачи категоричны - детям дошкольного возраста компь­ютеры (гаджеты) противопоказаны. «Компьютерный» режим старших школьников: 45 минут работы - 15 минут отдыха. Младших, наоборот: 15 минут работы - 45 минут отдыха (не более двух-трех «подходов» к монитору в день).
    2. Регулярно выполнять гимнастику для глаз (в том числе на уроках). Элементарное упражнение: закрыть глаза, сделать круговые движения глазными яблоками «вверх-вниз», «вправо-влево».
    3. Регулировать освещение. Свет должен быть ярким, но не должен слепить глаза.
    4. Следить за тем, чтобы ребёнок сидел не ближе 50-70 см от монитора, при этом его взгляд должен упираться перпендикулярно в центр экрана.
    5. При выявлении проблем со зрением не откладывать визит к врачу на потом, строго выполнять все рекомендации.

    Болезни органов пищеварения

    Факторы риска:

    •  Несоблюдение режима питания
    • Несбалансированный рацион. Злоупотребление фастфудом, сладкими газированными напитками, сверхкалорийными продуктами (торты, пироженые, сдоба и т. п.)
    • Стоматологические проблемы. В первую очередь, кариес
    Фото: Коллаж АиФ

    Что делать?

    1. Скорректировать режим питания. Школьники должны получать: завтрак дома (обязательно! ), второй завтрак в школе, обед, полдник и ужин. Максимальный промежуток между приёмами пищи - 4 часа.
    2. Следовать биоритмам. Организм человека - сложная система, работающая, как часы. Выработка пищеварительных ферментов, соков, которые помогают нам переваривать пищу, идёт в определённом ритме. И этот «механизм» начинает свою работу с 6 до 9 часов утра - время, настоятельно рекомендуемое для завтрака, и завершает к 23.00 - после этого времени врачи категорически не советуют принимать пищу. Ночью организм (и пищеварительная система в том числе) отдыхает.
    3. Следить за рационом. Ребёнок с пищей должен получать необходимое количество жиров, белков, углеводов, витаминов и микроэлементов. Составляя рацион, проще всего ориентироваться на классическую пирамиду питания.
    4. Обязательно включать в ежедневный рацион фрукты и овощи.
    5. Регулярно посещать стоматолога.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Единая социальная карта. Что она даст и как она работает у соседей?
  2. 4 актуальных вопроса про мусорный коллапс. Когда ждать и к чему готовиться?
  3. Задержан шеф полиции Первоуральска Грехов. Кто он и чем знаменит?
  4. Как выглядел ледовый городок в Екатеринбурге в разные годы?
  5. Имя для «Кольцово». Кто вошел в лонг-лист для уральского аэропорта?

Самое интересное в регионах