aif.ru counter
Рада БОЖЕНКО 0 333

«Научиться гуглить». Когда технологии обернулись орудием против человека

Профессор УрГПУ Станислав Погорелов – об обучении всех всему, собаке в микроволновке и русской культуре.

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

«Духовная культура падает, а технологическая мощь нарастает. Впереди – катастрофа», - считает кандидат педагогических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета  Станислав Погорелов.

Воспитание «отменили»

Рада Боженко, АиФ-Урал: Станислав Тимофеевич, классно-урочная система образования сегодня объявляется архаичной. Она действительно изжила себя?

Станислав Погорелов: В свое время в России вузы были платные, но они были построены на свободном выборе. Ты выбираешь, предположим, столько-то предметов из такой-то области, десять из другой, комбинируешь их по своему усмотрению, и деканат твой выбор фиксирует. Записался на курс, скажем, профессора Погорелова, послушал – не понравилось, решил пойти на курс к Петрову. И потом сдаешь дисциплину комиссии. Никаких шпаргалок не было, потому что студента никто не рассматривал как шулера, мечтающего о «халяве». И студенту зачем платить деньги, чтобы обмануть профессора? Смешно. Сдал – хорошо, не сдал – «коллега, вам еще надо поработать». Никто никого не обманывал, но никто никого и не гнал. Были вечные студенты из богатых аристократов. Поэтому в год, например, Петербургская консерватория выпускала пять-шесть человек.

- И это были «сливки»?

- Это была сразу мировая элита! Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Николаевич Скрябин… Все они были выпускниками той системы. Заинтересованности государства в плановой огромной машине не было. Она выстроилась в советское время. Понадобилось массовое количество кадров, прежде всего, инженерных. Понадобились кадры для машинной работы. А чтобы выпустить инженеров, нужно было подготовить для вуза школьников. И началось, по Яну Амосу Коменскому, обучение всех всему. Именно он создал эту дидактическую машину – классно-урочную систему, которую критикуют все. А переделать ее никто не может!

И сегодня, по настоящему, выбора педагогических систем нет. Но дело в том, что все эти обучающие алгоритмические вещи, которые есть в классно-урочной системе, можно автоматизировать, компьютеризировать.

Сегодня главное – научиться «гуглить».

- Что медленно, но верно происходит.

- Конечно. Когда мы оказались без идеологии, первое, что пострадало – система личностных отношений учителя и ученика. Они стали не нужны. «Отменили» советское воспитание, а вместе с ним и любое другое. И школа стала обучать. Как говорил один из министров, воспитывает Иисус Христос и папа с мамой, а учитель – только учит.

Но знания, вообще-то, выполняют служебную функцию, они не вечны. Физика столетней давности ничего не стоит сегодня. То, что сегодня в этой науке происходит в школы придет лет через 30. Кроме того, фундаментальные знания перестали цениться, потому человек вписался в общество, которое не созидает, а потребляет. Да, потребление дает работу всем, но эта машина работает без потребности в новизне. И сегодня главное - научиться «гуглить»: любой вопрос задал, ответ получил – действуй. Зачем фундаментальные знания? Нужны только лишь прикладные умения.  Раньше человек, закончивший школу, все-таки знал основы наук, палец в розетку он точно не засовывал. А сегодня… Американская дама, вымывшая собачку, сунула ее сушить в СВЧ-печь. Она технологически не понимает, что это за печь. Собака пострадала, к производителю замечание: «Почему в инструкции не написано, что нельзя в СВЧ-печи сушить собаку?». Мы тоже к этому идем, потому что стремимся подражать.

Осторожно: древо познания

- Тем не менее наука не стоит на месте, вы сами это сказали, упомянув физику.

- Не стоит. Но постепенно, все больше секуляризируясь, наука зашла в тупик. И это, наконец, осознанно. Она привела к таким результатам, которые сегодня называются глобальным кризисом. И, прежде всего, это экологический кризис. Практически все, что ни изобретено сразу превращается в оружие уничтожения, все, что ни придумается, оборачивается против человека. Вот, пожалуйста, наука познающая мир, оторванная от духовных оснований. И сегодня уже никто в восторге перед научным гением не стоит. Напротив, «сейчас еще изобретет что-нибудь на нашу голову». И чем дальше, тем страшнее. Сегодня имеются все технологические средства для электронного концлагеря. И есть люди, готовые этим воспользоваться.

Есть что-то полезное, улучшающее жизнь, а есть то, что открывает ворота ада от науки. Очень осторожно нужно обращаться с древом познания без духовного начала. Но секуляризация продолжается, духовная культура падает, а технологическая мощь нарастает. Впереди-то – катастрофа! Либо мы вернем человеку духовную составляющую, либо мы лишим его свободы воли. Тогда, Бог с ней, с его духовной культурой, его просто чипизируют и он будет послушный, благоразумный. И выполнит все образовательные стандарты.

- Мрачная, печальная картина. И безысходная?

- Предположу, что мы одна из немногих стран, которая еще пытается сохранить в человеке ЧЕЛОВЕКА, имеющего и духовную, и телесную, и социальную природу.

ДОСЬЕ
Станислав Погорелов. Родился 22 июня 1943 года в с. Большая Лысьва Пермской области. Окончил отделение народных инструментов Уральской государственной консерватории. Работал директором музыкально-педагогического училища. С 1986 года работает в УрГПУ (кафедра теории и методики воспитания культуры творчества). Кандидат педагогических наук.
Кроме того, мы переживаем секуляризацию не так как, например Западная Европа. Отчуждение от Бога, развитие светских начал в обществе у нас происходило одновременно. Но Европа как выходила из этого? Что там заменяет религиозную веру? Вера в закон. У нас отношение к закону со времен митрополита Иллариона, какое? Закон корыстен, справедливым он не бывает. Закон, как дышло – куда повернул, туда и вышло.  Дальше Европа приходит к комфорту, обеспеченности вместо благодати. А мы понимаем, что никакой комфорт не успокоит тоску, если нет полноты жизни. Никакие утешительные возможности богатства тебе не дадут, никуда ты не денешься от смерти, от утрат близких.

Словом, в процессе секуляризации они выходят в закон. А мы в культуру. И, прежде всего, это понятно по литературе. Наша литература описывала сострадательно маленького человека. Милосердие и сострадание – вот о чем наша культура. А второе – поиск смысла жизни. Собственно говоря, две важнейшие заповеди христианства преобразились в художественную форму. Любовь к Богу и любовь к человеку превратились в поиск смысла бытия, и в традицию милосердия русской культуры. «…И милость к падшим призывал» - вот осознанные установки русской культуры.

И сохранение человечности, как главного во всем происходящем, наш столп, наша опора в устройстве общества, в устройстве образования.  


Материал подготовлен: АиФ-Урал

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. «Солнца станет меньше». Какой прогноз дали синоптики для Среднего Урала?
  2. Отдых для родителей. Как отдать ребенка в летний лагерь в Екатеринбурге?
  3. Календарь Великого поста - 2019. Что необходимо знать постящимся?
  4. Визит Путина и бренд-бук. На что потратят 600 млн к юбилею Екатеринбурга?
  5. Большой Bach-Fest, хор и дети. Чем удивит Свердловская филармония в марте?

Самое интересное в регионах
Роскачество
Как вы считаете, в Екатеринбурге должным образом убирают снег?