aif.ru counter
Мария Хохрякова 0 320

Жизнь и смерть «Корпорации развития». Эпизод #1: Северный широтный ход

«АиФ-Урал» начинает собственный аудит «Корпорации развития» - амбициозной инициативы, родившейся Екатеринбурге. Закопанные в вечную мерзлоту миллиарды уже ищут в полпредстве президента в УрФО, а мы начинаем многосерийный экономический детектив.

Первый наш материал посвящен ключевому проекту «КР» - Северному широтному ходу.

АО «Корпорация развития», созданная под названием «Урал промышленный – Урал полярный» в 2006 году, сегодня находится в состоянии банкротства. О положении дел и миллиардных долгах в СМИ уже писали. Но на высшем уровне об этом заговорили в начале сентября 2018 года, когда новый полпред президента РФ в УрФО Николай Цуканов публично раскритиковал работу компании, пообещав провести масштабную ревизию. Полпред обвинил руководство «КР» в провале всех стратегических инициатив и не исключил, что в результате аудита могут появиться новые уголовные дела вдобавок к уже имеющимся.

С севера на юг

Северный широтный ход – главный проект «Корпорации развития», без которого все остальные, по сути, не имеют особого смысла. Ещё в 2005 году тогдашний полпред президента в УрФО Пётр Латышев на заседании стратегического совета по развитию округа презентовал его концепцию, а 2006-м появилось ОАО «Урал промышленный – Урал полярный» («УП – УП»). Главными акционерами компании стали ЯНАО, ХМАО и Тюменская область.

Идея заключалась в следующем: в недрах Северного Урала есть месторождения полезных ископаемых, а на юге – предприятия для их обработки. Проблема лишь в том, чтобы доставить нефть, газ, уголь и прочее добро из одной географической точки в другую. Для этого нужно построить железнодорожную магистраль, связав Северную железную дорогу и СвЖД, соединив посёлок Коротчаево (Новый Уренгой) со станцией Обской, в дальнейшем продолжив её до порта Сабетта, и выйти к Северному морскому пути. Параллельно необходимо выстроить всю сопутствующую инфраструктуру. Из-за амбициозности и масштабов стройки СМИ сравнивали Северный широтный ход с Великим шёлковым путём.

За всю историю существования проект сменил восемь руководителей, но конкретная работа началась при генеральных директорах Александре Белецком и Сергее Маслове. Первый этап строительства СШХ начался в сентябре 2011 года. Речь идёт о возведении крупнейшего в УрФО моста через реку Надым. В проекте он включает в себя железнодорожную линию и автомобильную дорогу, на сегодняшний день возведена автомобильная часть путепровода.

Крупнейший объект

Исходя из первоначального замысла, магистраль собирались построить и сдать в эксплуатацию к 2015 году, но эти сроки постоянно переносились. Из-за кризиса резко выросла цена вопроса. Поначалу стоимость строительства Северного широтного хода составляла 150 млрд рублей (в ценах 2011 года). Однако к моменту запланированного пуска проект оценили уже в 190 млрд, а экс-глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин в 2017 году называл сумму в 262 млрд рублей.

Мост через Надым, точнее его автомобильная часть, стал  крупнейшим объектом СШХ. Он был сдан в 2015 году – при гендиректоре Сергее Маслове, с его открытием решился вопрос заторов из-за понтонной переправы. Общая протяжённость путепровода составила более 1,3 км, а средняя пропускная способность –3 тысячи автомобилей в сутки.

Сергей Маслов руководил
Сергей Маслов руководил "Корпорацией развития" с 2013 по 2016 годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Но к 2016 году вокруг Северного широтного хода возникла странная ситуация. Из портфеля «Корпорации развития» СШХ постепенно «перекочевал» к другим структурам. За три года, когда «КР» руководил Сергей Маслов, компания проделала всю подготовительную работу: был утверждён паспорт всего проекта, помимо этого подготовлены обоснования для включения объектов СШХ в правительственные программы финансирования, подтверждена грузовая база (до 23,9 млн тонн в год!).

Но в октябре 2016 года Сергей Маслов и его зам Владимир Караманов неожиданно оказались фигурантами уголовного дела. Их обвинили в хищении миллиарда рублей. Якобы деньги акционеров были размещены в проблемном банке «Народный кредит», а потом переведены на счета оффшорных компаний. Но позднее уголовное дело в отношении Маслова было прекращено. Eму возвратили все средства, изъятые при обыске, с имущества был снят арест. Сегодня основным фигурантом дела является бывший зам Маслова по безопасности Сергей Лукин, уволенный из компании по отрицательным мотивам ещё в 2015 году после громкого внутрикорпоративного скандала.

В материалах дела читаем: «Предъявленное Маслову С.В. обвинение основано на показаниях другого обвиняемого – Лукина С.Ю., у которого имеются основания для оговора Маслова С.В. как из мести за произошедший конфликт и увольнение из АО «Корпорация развития», так и с целью облегчить свою участь и переложить часть вины, возможного уголовного наказания и материальной ответственности за преступление на другого».

Тайна за семью печатями

Эксперты полагают, что вопросы у следствия могут появиться и к преемнику Маслова – Сергею Новицкому, в течение года исполнявшему после него обязанности гендиректора «КР». По данным источников издания «Правда УрФО», ряд важнейших активов компании был «утерян» именно во время работы в ней Новицкого. Есть версия, что проектная документация по Северному широтному ходу и, в частности, по мосту через Надым была передана сторонним структурам - то ли бесплатно, то ли по существенно заниженной цене. В первом случае изыскательские работы оцениваются в 5-6 млрд, во втором – в 600 млн рублей. «Уж не знаю, каким образом за проектную документацию рассчитались и с кем, но на счетах компании эти деньги не появлялись», – рассказал инсайдер из числа экс-топ-менеджеров корпорации.

На каких условиях была передана проектная документация – осталось тайной за семью печатями. Есть вариант, что ответы на этот и другие вопросы появятся в процессе аудита, который анонсировал полпред Николай Цуканов.

Бывшие коллеги обвиняют Новицкого в увольнении высококлассных специалистов (в том числе – юристов), почти в полном развале коллектива, в десятках проигранных судов. С ним связывают также ещё одного фигуранта этой истории – скандально известного бизнесмена Александра Забарского, кровно заинтересованного в банкротстве корпорации. Были установлены факты подозрительных денежных перечислений в пользу компании «Мостострой-12», строившей мост через реку Надым. В частности, Новицкий сразу же после своего назначения в ноябре 2016 года инициировал крупный платёж в пользу учредителей предприятия, который не был согласован с акционерами. Представители «КР» сообщали, что между Новицким и Забарским существуют «дружеские» отношения, основанные на взаимном интересе.

Заметим также, что целый ряд компаний, подконтрольных Забарскому, сейчас находятся в стадии ликвидации. Это и «Мостострой-12», и СП «Фоника», и «Тюменьстальмост», и «Строительное управление-1».

Акционеры «Корпорации развития», судя по всему, начали избавляться от проблемного актива. Так, Югра внесла поправки в план приватизации на 2018 год, согласно которым собирается продать почти половину от своего  пакета акций (15,58% из 36,51%). Эксперты полагают, что продажа доли в «КР» правительством ХМАО – только «первая ласточка», аналогичные решения в обозримом будущем могут быть приняты в ЯНАО и в Тюменской области. При этом избавиться от проблемного актива региональным властям будет не так-то просто.

Изначально планировалось, что «Корпорация развития» полностью построит Северный широтный ход. Но сегодня компания, находящаяся в стадии банкротства, проектом фактически не занимается, он отдан на откуп другим структурам (РЖД и ПАО «Газпром»). Хотя в общей сложности акционеры «КР» вложили в неё более 30 млрд рублей. Перспективная когда-то корпорация была почти полностью уничтожена изнутри.

О других амбициозных, но так и не реализованных проектах «Корпорации развития», и причинах их провала читайте на сайте WWW.URAL.AIF.RU в ближайшее время.

 

Материал подготовлен: АиФ-Урал

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий



Актуальные вопросы

  1. Небольшое похолодание. Какую погоду прогнозируют синоптики Среднего Урала?
  2. Крещенские купания. Что необходимо знать перед окунанием в прорубь?
  3. Утечка бытового газа. Как обнаружить и что делать после?
  4. «Нежнее флейты». Чем заинтересует Свердловская филармония в новом году?
  5. Танцы на льду. Где покататься на коньках в Екатеринбурге этой зимой?

Самое интересное в регионах
Роскачество

Какой из социальных сетей вы чаще всего пользуетесь?