aif.ru counter
Рада БОЖЕНКО 0 230

«Нет Бога – нет святости». Владыка Кирилл подвел итоги православного года

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский – о Царском годе, строительстве Храма святой Екатерины, «своих» святых, покаянии и том, чем чревато беспамятство.

Одним из главных событий 2018 года стали Царские дни и визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Средний Урал.
Одним из главных событий 2018 года стали Царские дни и визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Средний Урал. © / Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

«Церковь знает множество примеров в истории, когда человек, не просто отвергающий Бога, Христа и Церковь, но и богоборец, на определённом этапе жизни становился христианином, верным последователем, защитником Христова учения. Поэтому никогда нельзя отвергать человека. Сегодня он, может быть, плюёт в тебя за то, что ты христианин, а через три года он может жизнь за Христа положить», - говорит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

Дар Божий

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Владыка, увы, мы не всегда задумываемся об истинном значении Рождества Христова. В чём глубинный смысл этого праздника?

Митрополит Кирилл: Глубинный смысл Рождества Христова для сегодняшнего мира заключается в показательном и, может быть, даже демонстративном смирении Божием. В умалении Божества ради возвышения человечества. Бог приходит на землю даже не в доме бедняка, а в пещере, где люди и животные изредка скрываются на время ненастья. То есть миру всё время не до Бога, у мира своя жизнь, не связанная со своим Творцом. И если Сын Божий является в этот мир, созданный Богом Всемогущим, в таком убогом месте, о чём должен думать человек в этой жизни? В моём представлении, для нынешнего горделивого мира, в котором в сознание людей вбито «человек – это звучит гордо», суть праздника заключается в глубочайшем смирении Божества ради спасения человека, который пал так низко.

- Практически у каждого региона есть «свои» святые. На Среднем Урале, например, это святой праведный Симеон Верхотурский. Не является ли это некой «приватизацией» святости?

- По моему скромному мнению и имеющемуся жизненному опыту, люди часто не ценят того, что имеют. Скажем, человек живёт в Ростове Великом, где много «своих» святых, он может их посещать, но при этом он не заедет в Углич, потому что там «другие» святые. Такова человеческая психология. На самом деле Господь Бог, создавший этот мир, создал человека для всего этого мира. И человек, где бы он ни был – на своей родине, в тундре, на экваторе, в любой другой точке, – должен ощущать себя тем, кому сделали большой подарок. Другое дело, что этот подарок есть и большая ответственность. Дали тебе, для сравнения, хрупкий стеклянный шар с ёлочки, надо нести его бережно, чуть пережмёшь, уронишь, и всё, он расколется, рассыплется, не соберешь больше. Вот это бережное отношение к дарам Божиим у нас у всех практически отсутствует.

А святой праведный Симеон Верхотурский очень показателен для нашего региона. Урал – край суровый. Чтобы здесь выжить, человеку всегда приходилось тяжело трудиться. А в огромных трудах всегда есть опасность очерствления сердца, потому что человек слишком занят созданием комфортной среды обитания. И Симеон Верхотурский, придя из центральной России (святой покровитель Урала и Сибири родился не здесь – в этом тоже смысл неотрывности), принёс сюда святость, явил нам, живущим в суровых условиях, пример кротости и смирения. Он окутал этот внешне не очень ласковый край любовью. И поэтому люди у нас на Урале внешне могут выглядеть «колючими», но у них искреннее и доброе сердце.

Более 100 тыс.
гостей приняли «Царские дни».

Утешительный год

- Минувший год для Среднего Урала прошёл под «покровом» 100-летия подвига святой Царской семьи. Как бы вы оценили его итоги, его значение для каждого жителя региона?

- Я бы не стал отделять Царский год от всех других событий минувшего года. Смотрите, обычно наш регион массово принимает гостей со всего мира дважды в год, и оба раза в июле: во время промышленной выставки ИННОПРОМ и во время фестиваля «Царские дни». В минувшем году Екатеринбург принимал также участников и гостей чемпионата мира по футболу. Так вот, во время чемпионата столица Среднего Урала приняла более 100 тысяч гостей, и столько же человек приехали на «Царские дни». Это о многом говорит. И всякий раз гости фестиваля, паломники отмечают здесь состояние внутренней доброты. Понимаете, этот мир порой заставляет людей относиться друг к другу жёстко, но когда есть возможность, внутреннее человеческое состояние пробивается сквозь эту «броню». И в минувшем году мы увидели, что на самом деле люди – и гости нашего региона, и уральцы, их принимающие, - люди добрые, радостные.

Очень показательно, знаменательно, на мой взгляд, то, что, например, почти все болельщики чемпионата шли в Храм-на-Крови. То есть что бы мы ни проводили, какие бы средства ни вкладывали в различные мероприятия, для нашего города дни, связанные с подвигом святой Царской семьи, всегда будут основными на протяжении всей дальнейшей человеческой истории. Поэтому Царский год для всех нас был очень добрым, утешительным и тёплым по внутреннему душевному состоянию.

Другое дело, что, к сожалению, у нас настолько изломанное сознание, что не происходит глубокого внутреннего покаяния. Что самое главное, когда ты идёшь в храм? То, что ты можешь причаститься святых Христовых таинств – соединиться со Христом. Но этому предшествует таинство исповеди, покаяния, когда ты приходишь и открываешь перед Богом душу, раскаиваясь в том, что ты сделал дурного, неправильного за определённый период времени. Вот этого в нашей жизни не произошло. И пока не произойдёт, в нашей стране не может быть рывка. Да, кто-то живёт в одном мире, кто-то – в другом, и складывается ощущение, что «общая температура по больнице» нормальная, на самом же деле существует внутренний надрыв. И пока мы не дадим чёткую, ясную, понятную оценку всего того, что произошло в ХХ веке, принимая всё сделанное доброе, хорошее и отвергая ту ненависть, то человеконенавистничество, братоубийство, которые пришлось на те времена, мы не сможем двигаться вперед.

- В конце минувшего года в обществе вновь был поднят вопрос о переименовании ряда улиц Екатеринбурга. Это тоже вопрос оценки того, что произошло в ХХ веке?

- Безусловно. Мы не должны ходить по улицам, которым в своё время были даны имена террористов. Эти люди уничтожали собственный народ! Так истово, с такой ненавистью... Так на войне не всегда сражаются, как они сражались с собственным народом. Сколько было безвинных жертв! Мы должны, в конце концов, это осознать и больше не возвращаться к этому.

Не кулаки, а сердце

- Как вы считаете, почему так сложно решался вопрос строительства храма святой Екатерины?

- Потому что до недавнего времени не было политической воли услышать подлинную потребность народа в восстановлении исторической и духовной справедливости. Трудности с возрождением храма святой Екатерины – вопрос не действий церкви, это вопрос политики местных властей. Отрадно, что сегодня у действующей власти есть понимание, что храм во имя небесной покровительницы Екатеринбурга, с которого начинался город, нужен уральской столице, важен ее жителям.

В Екатеринбурге, безусловно, есть своя специфика отношений - нам, конечно, ещё далеко до единства, но есть повод к 300-летию города собрать всех вместе. Чтобы мы дружили не против кого-то или чего-то, а всё же «за». Не так много городов в России с таким внутренним потенциалом, как Екатеринбург, и он заслуживает того, чтобы всё в нём делалось с большей любовью. Не только для гостей, в первую очередь, для самих себя.

- Владыка, насколько важно для верующего человека умение держать удар? И, вообще, должна ли вера быть «с кулаками»?

- Умение держать удар должно всегда сопутствовать верующему человеку, он всегда должен быть к этому готов. И кулаки тут не помогут – вера должна быть не с ними, а с сердцем. Вера – это состояние души, и нужно её защищать, даже быть готовым жизнь за неё отдать, что на протяжении всей истории люди неоднократно и делали. И сейчас делают.

Вот в Египте живут копты – представители древнейшей ветви христианства. При рождении им на руке делают татуировку креста. И всю жизнь человек с ней ходит, по сути, рискуя этой самой жизнью, поскольку он окружён людьми с другими религиозными взглядами, в том числе экстремистскими. Так что христианину нужно всегда знать, что он может лишиться всего ради Христа. А для этого нужно очень большое сердце.

Знаете, вера может вспыхнуть в сердце в самый неожиданный момент. Церковь знает множество примеров в истории, когда человек, не просто отвергающий Бога, Христа и церковь, но и богоборец, на определённом этапе жизни становился христианином, верным последователем, защитником Христова учения. Поэтому никогда нельзя отвергать человека. Сегодня он, может быть, плюёт в тебя за то, что ты христианин, а через три года он может жизнь за Христа положить.

- Или те, кто выступал против строительства храма, завтра…

- Да-да, это практически гарантировано, что в храм святой Екатерины они будут водить детей и внуков, даже не вспоминая, что такой «протестный» эпизод был в их жизни.

- Вы как-то употребили выражение «иммунитет народа». Что его формирует?

- Святому благоверному князю Александру Невскому, день рождения которого, кстати, приходится как раз на 12 июня, приписываются слова: «Не в силе Бог, а в правде!» Так вот… Что такое «иммунитет народа»? Это душа, дух народа, то, к чему он стремится. Идеей русского человека в первые века христианства было устроение Царствия Небесного на земле – Святая Русь. В начале ХХ века строители коммунизма тоже извращённо попытались построить некое царство, в котором «всё правильно», но нет Бога, поэтому нет святости. Но душа человека сохранилась. Поэтому, несмотря на современный принцип «главное, что есть у человека – его жизнь», он эту жизнь может отдать за ближнего своего, за свою страну, за правду, за веру. У нашего народа внутренний иммунитет сформирован в течение веков твёрдым упованием на Бога и тем, что святость является нормой жизни. Общинность чаще всего формировалась у нас вокруг храмов и монастырей, вокруг них было построено множество городов – человек стремился быть рядом со святостью, с теми, кто жил в духовном смысле правильнее, чем он. Поэтому наша сила – в духе стремления к святости, к некоему идеалу, который достичь невозможно, но стремиться к которому надо.

- А слабость - в беспамятстве? Чем оно чревато?

- Беспамятство, амнезия – это тяжёлая болезнь, которая может привести к преждевременному уходу из жизни. Если мы хотим жить и развиваться, а не умереть раньше времени, мы должны иметь память: сердечную, о том, что пережито лично нами, и историческую, которая передаётся нам через наших предков. Сохраняя память, общество обязательно будет делать две важнейшие вещи: беречь своих стариков и создавать условия для жизни будущих поколений. Обратите внимание на праздник с названием День России. Согласно ему России немногим более четверти века. Разве это верно? В Новгороде Великом в 1862 году был воздвигнут известный памятник, посвященный 1000-летию России. И в этом году мы, по справедливости, должны были бы отмечать не 28-летие России, а её как минимум 1157-летие. И это если говорить о хорошо задокументированном периоде её государственности, с момента призвания варягов. А ведь наша Родина не тогда только началась. Поэтому говорить о том, что мы живем в государстве, ведущем свою историю с 1991-го года, так, будто до этого ничего не было, великое заблуждение. Будущее есть только у страны с хранимой и передаваемой, более чем тысячелетней историей, которой и является Россия.

ДОСЬЕ
Митрополит Кирилл родился в поселке Верхнечусовские Городки Пермской области. Окончил Московскую духовную семинарию. 25 октября 1980 года пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. В апреле 1984 года возведен в сан архимандрита. В июле 2011 года решением Священного Синода назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским. В октябре - главой Екатеринбургской митрополии. Возведён в сан митрополита. Имеет многочисленные церковные награды.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. На лыжах под звездами. Чем занять себя 19-20 января в Екатеринбурге?
  2. Как садоводы и дачники Свердловской области будут платить за вывоз мусора?
  3. Снег и облака. Какой прогноз дали синоптики в Крещение для Среднего Урала?
  4. Полное погружение. Где в Екатеринбурге и окрестностях окунуться в Крещение?
  5. Крещенские купания. Что необходимо знать перед окунанием в прорубь?
  6. Утечка бытового газа. Как обнаружить и что делать после?
  7. «Нежнее флейты». Чем заинтересует Свердловская филармония в новом году?
  8. Танцы на льду. Где покататься на коньках в Екатеринбурге этой зимой?

Самое интересное в регионах
Роскачество

Какой из социальных сетей вы чаще всего пользуетесь?