aif.ru counter
Рада БОЖЕНКО 0 196

«Не забывай свои корни!». Кого на Урале считали «гулящим человеком»

Историк Алексей Мосин – о ценности происхождения рода, покаянии и особенном внимании к рассказам бабушек.

«Как говорил Мамин-Сибиряк, в конечном счёте жизнь каждого из нас является итогом жизни всех наших предков», - напоминает доктор исторических наук Алексей Мосин.

«Гулящий человек»

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Алексей Геннадьевич, известно, что вы изучаете историю своего рода. Как возник этот интерес и как далеко уже удалось заглянуть?

Алексей Мосин: Я часто бывал у бабушки – матери своего отца - в Берёзовском. Она была дочерью крестьянина, жила в своё врем в селе Каменное озеро, там мой папа родился. Так вот, как-то бабушка начала вспоминать свою молодость, называя имена, фамилии, деревни… А я в то время учился на историческом факультете, и мне всё это показалось очень интересным. Кое-что записал, даже схемку небольшую родственных связей нарисовал на листочке. Потом приехал домой, положил листочек в письменный стол и… надолго про него забыл. Это было в конце 70-х годов.

Прошло лет десять. Однажды, прибираясь в столе, я этот листочек увидел. И мне, откровенно говоря, стало стыдно – я историк, кандидат наук, работаю в архивах, а ничего не знаю об истории семьи, кроме того, что рассказывали дедушки-бабушки. С этим листочком я пошел в архив и первое, что сделал, – нашёл метрическую книгу церковного прихода села, в ней была запись о рождении бабушки, а там были указаны её родители. И я стал этот клубочек разматывать дальше, всё глубже погружаясь в историю. Обращался в архивы Москвы, Тобольска, Перми… Сейчас, если отсчитывать от моих внуков, то по линии Мосиных можно восстановить по именам родословие в 16 коленах. То есть я знаю, как звали моего предка по этой линии в 14-м колене, его звали Иов, он был пинежским крестьянином. Внук этого Иова – Моисей - переселился на Урал. В начале 1646 года он здесь упоминается в интересном документе – крестоприводной записи. Тогда на российском престоле появился новый государь – Алексей Михайлович, и происходило крестоцелование (что-то вроде принесения присяги) – это должны были делать все, включая крестьян.

Так вот, в этом документе Моисей был записан как «Моска, Сергеев сын, пинежанин, гулящий человек». Гулящий обозначало, что он пришёл с прежнего места жительства, а здесь ещё не определился. Вскоре он последовал в беломестные казаки, лет десять отслужил. А потом, видимо, земля потянула, всё-таки корни крестьянские, и они с одним деревенским жителем «махнулись не глядя»: он перешёл в крестьянство, а того подверстали вместо «Моски Сергеева» в беломестные казаки. И дальше уже чисто крестьянская история.

Когда Моисею было под 70, он со всей семьёй переселился южнее вёрст на 200, на речку Каменку. И там была основана деревня, названная в честь него Мосино. Она существует до сих пор, и это наша историческая родина.

Черты предков

- Но вы историк, знали, какими путями идти. А обычному человеку возможно изучить свой род самостоятельно? Или лучше обращаться к специалисту?

- Конечно, лучше обратиться к специалисту, но не у всех есть такая возможность, в том числе материальная. Если человек готов этим заниматься сам – хорошо, но это потребует немалого времени, недюжинного упорства, определённых средств (ведь может оказаться, что корни уходят в другие регионы или вообще за границу). Кроме того, придётся овладевать многими навыками. Скажем, приходит человек в архив и часто оказывается беспомощным, так как не знает, где, что и как искать. Но даже если он нашёл документы, их нужно прочитать, а это может быть скоропись XVII-XVIII веков.

Так вот, чтобы помочь людям, я в середине 90-х годов разработал программу «Родовая память», стал собирать материалы. И прежде всего занялся составлением словарей фамилий, ведь фамилия – это родовой знак, родовое имя, которое передается из поколения в поколение. К слову, есть мнение, что у крестьян фамилии появились только после отмены крепостного права. Но это не совсем так. Например, нам в этом отношении повезло, поскольку на Урале эти родовые имена (фамилии) часто фиксируются уже в начале XVII века. Моя докторская диссертация так и называлась: «Исторические корни уральских фамилий». И моя работа имеет чисто практическое значение – она помогает людям начать поиски, определиться, где люди с этой фамилией жили на Урале в определённое время.

Должен сказать, что сегодня всё больше людей проявляют интерес к истории своего рода. Я всегда помогаю советом, а обращаются ко мне часто: отлавливают живьём, пишут по электронке, звонят. Стараюсь по мере возможности отвечать на вопросы.

«В 14-м колене знаю, как звали моего предка».

- При изучении родословной может выясниться, что кто-то из предков был весьма неоднозначной личностью. И как с этим жить?

- Да, эти вопросы часто возникают, людям бывает страшно заглядывать в прошлое. Я всегда отвечаю – решать вам: хотите вы знать историю своей семьи такой, какой она была, или вы боитесь, вам не любопытно. Если хотите, надо отдавать себе отчет – да, разное может открыться. Но я привык думать, что всегда лучше знать, что и как было на самом деле. Как говорил Мамин-Сибиряк, в конечном счёте жизнь каждого из нас является итогом жизни всех наших предков. Очень глубокая мысль! Ведь мы, часто не осознавая, несём в себе черты наших предков.

Вот мы провели на днях акцию памяти «Возвращение имён» - читали имена погибших в годы государственного террора. Были миллионы жертв, но ведь были и десятки тысяч палачей. Если среди этих палачей был кто-то из ваших предков, как быть? Надо об этом знать, поскольку это часть истории вашей семьи. Надо об этом помнить. И, может быть, стараться в жизни своей искупать вину предков, такая судьба. Есть хорошее слово – покаяние.

Часто люди говорят, мол, в чём мне каяться, ведь я ничего плохого не делал, так что покаяние – это не про меня. Но, когда мы по-настоящему узнаём историю своей семьи, мы лучше понимаем, в чём нам можно покаяться. Вот я, например, знаю, что мой дедушка – горячо любимый мною человек - отравился идеей всеобщего благоденствия, равенства, счастья. В 16 лет он вступил в комсомол, а в 18 лет – в партию. И я знаю, что он участвовал в закрытии церкви в родном селе Нижегородской области. Мне очень важно было это знать. Лет десять назад я был в этом селе, слава Богу, храм не был разрушен и сейчас уже восстановлен. Но я, как его внук, как человек, его любящий и очень многим ему обязанный, несу в себе часть его вины. В этом, в частности, может быть и моё покаяние.

Мы разными путями приходим к пониманию каких-то важных вещей в жизни, в том числе к пониманию важности знаний об истории своей семьи. Но стоит в это погрузиться, как осознаешь, насколько это волнующе. Вот говорят: надо идти в горы или прыгнуть с парашютом, чтобы получить адреналин. Уверяю, когда ты садишься в архиве, получаешь документы и находишь там сведения о своих близких, такой адреналин получаешь! Совершенно особое чувство испытываешь.

Подпишите фото!

- Согласитесь, насколько проще было бы проследить историю семьи, если бы в своё время мы внимательнее слушали своих бабушек, которые знали об этом много больше, чем мы.

- Когда в семье не рассказывают о том, кто были предки, и в этом беспамятстве проходят два-три поколения, очень трудно бывает восстанавливать информацию. Мне часто доводилось встречаться с тем, что люди приходят и говорят: «Вот у нас бабушка так много знала! Столько могла рассказать! Но мы молодые были, нам это было не интересно. А теперь не знаем, где искать, с чего начинать, где наша малая родина».

Двенадцать лет тому назад была издана моя книга «Мой род в истории», которая была рекомендована в качестве учебного пособия для школы. Я выстроил в ней три колонки хроники событий, начиная с 1701 года: что происходило на Урале, в России и в мире за пределами России. А четвертую колонку оставил чистой – туда каждый может записать, что в то или иное время происходило в истории его собственной семьи (но для этого надо знать её достаточно глубоко). Это даёт возможность увидеть историю своей семьи на фоне истории родного края, страны и мира. Невероятно интересно! Например, мой прапрапрадедушка Пётр Степанович Мосин родился в 1809 году в деревне Мосино. А в России в этом году родился Николай Васильевич Гоголь, а в США – Авраам Линкольн, а в Англии – Чарльз Дарвин. Они, оказывается, не просто современники – одногодки. Захватывающе интересно об этом узнать!

Наше министерство образования объявило конкурс на лучшее заполнение этой книги, и ребятишки вместе с родителями, с учителями её заполняли. Дело, конечно, не в конкурсе, а в том, что появляется интерес к истории своей семьи. Когда эти книги вышли из типографии, они были все одинаковые, но как только с ними начинают работать, что-то туда вписывать, они становятся разными, уникальными, становятся достоянием семьи. Поэтому я всем говорю – фиксируйте живую память рода, будьте летописцами своей семьи. Надо успеть записать воспоминания старших, надо подписать старые фотографии, пока рядом с тобой люди, которые помнят, кто на них. И вообще, посмотрите, что хранится в вашем домашнем архиве, разберитесь в документах, в том, какую информацию они вам дают. С этого можно начать серьёзные поиски.

ДОСЬЕ
Алексей Мосин родился в 1957 году в Горьком (ныне Нижний Новгород). Окончил исторический факультет Уральского государственного университета (ныне УрФУ). Преподавал в УрФУ, работал в учреждениях системы Академии наук. Преподавал в Миссионерском институте. Доктор исторических наук. Автор программы «Родовая память».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. 4 актуальных вопроса про мусорный коллапс. Когда ждать и к чему готовиться?
  2. Задержан шеф полиции Первоуральска Грехов. Кто он и чем знаменит?
  3. Как выглядел ледовый городок в Екатеринбурге в разные годы?
  4. Имя для «Кольцово». Кто вошел в лонг-лист для уральского аэропорта?

Самое интересное в регионах